В сентябре 2005 года на
18 Московской Международной книжной ярмарке читателям была
представлена новая книга из серии "Парк Гурского периода"
- роман "Никто, кроме президента".
Действие
происходит в Москве недалекого будущего; сюжет детективный,
хотя трупов не слишком много. По жанру это, как обычно
у Гурского, - иронический триллер с политическими наворотами.
Расследуя похищение крупного бизнесмена, капитан ФСБ
Максим Лаптев (знакомый по романам "Убить президента",
"Спасти президента" и "Опасность") внезапно оказывается втянут
в круговорот невероятного дела невиданного масштаба. Цель
заговорщиков - сам президент России, и средства злодеи не
разбирают. Судьба страны в очередной раз висит на волоске,
но... По ходу сюжета этого иронического триллера вновь пересекутся
интересы бывшего редактора влиятельной газеты, бывшего миллиардера,
бывшего министра культуры и еще многих других, бывших и настоящих,
- в том числе генсека ООН и писателя Фердинанда Изюмова,
вернувшегося к новой жизни по многочисленным просьбам трудящихся.
Читатель может разгадывать эту книгу, как кроссворд: политики
и олигархи, деятели искусств и наук, фигуранты столичных
тусовок, рублевские долгожители, ньюсмейкеры разномастной
прессы - никто не избежит фирменного авторского ехидства.
Нет, кажется, ни одной мало-мальски значимой фигуры на российском
небосклоне, тень которой не мелькнула бы на территории романа.
Но вычислить всех героев и отгадать всех сюжетных поворотов
романа не сумеет никто.
Саратовская презентация книги состоялась в конце октября
2005 года - в научной библиотеке СГУ при большом стечении
гостей. Немалая часть собравшихся уже знала, что американец
Leo Gursky и критик Роман Арбитман, - одно и то же лицо,
а потому нисколько не удивились, это лицо увидев.
Герой
дня предстал публике в пиджаке от Baroni, тяжелых американских
ботинках, джинсах от Мытищенской швейной фабрики и пластмассовых
очках, какие, кажется, вышли из моды еще во времена генсека
Черненко. Весь этот концептуальный прикид должен был,
по замыслу автора, символизировать полифоничную природу
его сочинений: кое-что от традиционного американского
триллера, что-то от европейского модерна, немного от
советского приключенческого романа и чуть-чуть от сатирической
диссидентской фиги в кармане эпохи самиздата и тамиздата.
Как не без грусти сообщил собравшимся сам виновник торжества,
эта чертова полифония наихудшим образом влияет на тиражи
его книг (они падают и уже исчисляются не сотнями тысяч,
а просто тысячами). Однако быть прямым, словно школьная
линейка, и односторонним, типа ленты Мебиуса, господин
сочинитель, по его словам, не может. Это, видите ли,
противно его тонкой художественной натуре творца.
По ходу официальной части мероприятия маэстро Gursky едва
не уморил зал, зачитывая длиннющий отрывок из своего романа,
но затем все-таки вернул расположение аудитории, максимально
честно и добросовестно отвечая на каверзные вопросы. В частности,
автор признался в виртуальной дружбе с Василием Аксеновым
и Томом Клэнси, рассказал, как писал академическую "Историю
советской фантастики", брал интервью у актрисы Вероники Кастро
и на спор сочинял статью для "Советской России", позднее
названную "Не могу поступаться принципами" и приписанную
Нине Андреевой. Зато на традиционный вопрос о творческих
планах автор отделался туманным намеком на некий замысел
некоего политического детектива с элементами мистики, фантастики
и эзотерики. "Дэн Браун отдохнет!" - сурово пообещал писатель.
Неофициальная часть презентации вылилась в фуршет и раздачу
автографов. Поскольку аудиторию, в основном, составили студенты,
которым дорогие книжки Гурского не по карману, автографы
пришлось писать на листках из блокнотов, троллейбусных билетах
и в потрепанных зачетках. Кто знает, может когда-нибудь эти
кривоватые росписи войдут в историю родного края? Сам Гурский,
похоже, втайне на это надеется.
Цитаты на последней странице обложки
книги:
За душой у него, кроме хронического антикоммунизма,
собранных с бору по сосенке баек да стиля провинциального
журналиста, ничего нет.
Сергей ЛУКЬЯНЕНКО
Сюжет занимательный, но фабула часто проваливается,
много натяжек и эстетических, и просто крайне недостоверных
с обывательской точки зрения кусков. Среди персонажей есть
и совершенно лишние.
Вячеслав КУРИЦЫН
Мерзкое, гаденькое произведение. Портрет
автора достоин этой гадости, какой-то корявый пенек еврейский.
Эдуард ЛИМОНОВ
Я не читала ни его критических статей,
ни прозы. И, честно говоря, не хочу, потому что он так
зло говорил - не только обо мне. Я убеждена, что злой человек
никогда ничего хорошего не напишет.
Полина ДАШКОВА
Мы на вас, Лева, научились чихать еще
тогда, когда вам казалось, что пришло ваше время, и кое-кто
действительно принимал вас всерьез.
Дмитрий БЫКОВ
Ссылки по теме:
Фердинанд Изюмов (глава
из нового романа "Никто, кроме президента...")
Из интервью с Львом Гурским