Лев Гурский - неофициальный сайт
 

Главная
Новости
Книги
Интервью
Досье Детектива Дубровского
Библиография
 
Гурский о кино
Гурский о литературе
 
Критики о Гурском
 
Гостевая книга

 

Критики о Гурском

Юрий ВОСТОКОВ. Как "Убить президента"

Судя по роману Л.Гурского, весьма несложно. Достаточно загримироваться, раздобыть пистолет и отправиться в Большой театр на балет "Спартак". Если, конечно, получите приглашение. А в театре надо просто дождаться президента, который с кучей зарубежных гостей собирается посмотреть постановку бессмертного балета. Ос таются мелочи: желательно, чтобы вас не остановили, еще более желательно, чтобы вы умели стрелять. И самое главное, чтобы вам дали выстрелить.
Действие романа "Убить президента" разворачивается после очередных выборов в России. Три месяца во главе государства стоит человек, которого одни называют Хозяин, другие - Этот Господин. Либеральная демократия панически ждала от Этого Господина всяких гадостей - вроде расстрелов и лагерей. А он -ничего. И либералы успокоились...
Надеюсь, совершенно ясно, о каком Этом Господине идет речь. Впрочем, узнаваемы все герои романа. Валерия Старосельская, "бабушка русской контрреволюции", глава "Дем.Альянса". Тележурналист Аркадий Полковников, ведущий программы "Лицом к лицу". Писатель Фердинанд Изюмов, скандальный автор скандальных порнографических романов. Экс-президент, вставляющий в речь постоянное "понимаешь". Редактор "Свободной газеты" Виктор Ноевич Морозов... А чтобы читатель не ломал голову над этими псевдонимами, в романе помещены иллюстрации - портреты Жириновского, Новодворской, Караулова, Лимонова, Ельцина и Третьякова.
И все эти люди, по воле автора, схлестнулись в недалеком будущем в столице новой России...
Первая часть под названием "Прелюдия" читается с захватывающим интересом: фигурки игроков на доске расставляются, надо признать, мастерски. Завязывается тугой узел интриг, главной из ко торых становится противостояние множества спецслужб. Погибает агент ФСК, сын командира Таманской дивизии Дроздова. Генерал решает отомстить за его смерть.
Вторая часть называется "Большой балет". И тут уж не до шуток. Ни автору, ни читателю. По Москве носится на танке папаша Дроздов, давя гадких охранников нехорошего президента. Экс-президент, оказавшись в одной компании с журналистом Полковниковым, Старосельской и работником ФСК Лаптевым, проникает в Кремль. Ну да, он же там знает все ходы-выходы...
Если при чтении первой части романа кое-какие аналогии с нашей быстротекущей действительностью еще просматриваются, то вторая часть воспринимается, как бы помягче сказать... Сейчас у нас много идет американских фильмов. Попадаются и ленты про Советскую Армию или КГБ. Особенно хорошо смотрятся наши воины в Афгане - в голливудских шинелях до пят, с красными погонами и в каракулевых ушанках кремлевского караула. Замечательны в лентах наши офицеры - в белой рубашке с галстуком и медальным иконостасом на повседневной форме, подпоясанной солдатским ремнем со звез дой.
Примерно так же воспринимается из-за второй части весь роман Льва Гурского. Названия московские, герои узнаваемы, а события... Конечно, каждый писатель имеет право на роман-версию, коли хочет рассказать, как МОГУТ развиваться события в нашей нестабильной и непредсказуемой стране. Однако же... Надо вовсе не знать наших журналистов и охранные структуры, чтобы, пусть гипотетически, заставить их действовать так, как действовали бы в сходных обстоятельствах их американские коллеги.
Понятно, что Лев Гурский, американский писатель, вовсе не собирался потрафить российскому читателю. Гурский писал для своих нынешних соотечественников, привыкших к определенным штампам, которые называют "голливудскими". Подозреваю, Гурский не был уверен, что роман напечатают в России. Однако же это произошло.
Саратовское издательство выпустило роман в хорошем оформлении, 20-тысячным тиражом. А В.Новодворскач написала к роману послесловие, пообещав произведению долгую и бурную жизнь. В чем я вовсе не уверен. Можно назвать десяток произведений "залежавшейся" литературы, которая, едва вышла в годы горбачевской "оттепели", тут же была названа великой и бессмертной. Ау? Нужно ли ждать долгой жизни романа, в котором герои по-ковбойски лихо скачут среди нелепых декораций? Боюсь, что пассионарного пафоса и так называемой идейности в послесловии гораздо больше, чем в самом романе.

"Московская правда", 1995, N 74 (20 апр.), с. 5


Дизайн МТ
2004-2012