Лев Гурский - неофициальный сайт
 

Главная
Новости
Книги
Интервью
Досье Детектива Дубровского
Библиография
 
Гурский о кино
Гурский о литературе
 
Критики о Гурском
 
Гостевая книга

 

Критики о Гурском

Александр РОЙФЕ. Изобретение Гурского

Кто такой Лев Гурский и о чем его романы, читателям "Книжного обозрения" объяснять не надо. Как-никак, именно наша газета первой в СНГ опубликовала фрагмент одного из произведений Гурского, а также интервью с автором. Выход книг, пристальное внимание СМИ (от "ЛГ" до "НГ") - это было уже потом, и если кого и удивил шумный успех дотоле практически неизвестного писателя, то сотрудники "КО" восприняли его популярность как должное.
Но чем же берет Гурский? Что за магнит притягивает читателя к его произведениям, не позволяя оторваться от них (поверьте, это не рекламное преувеличение) до самой последней страницы? Позволю себе высказать личную версию на этот счет.
Лев Гурский стал основоположником нового жанра в отечественной литературе - жанра, который следовало бы назвать "детектив-памфлет". С одной стороны, его книги -это хорошая "крутая проза", где есть и крепкая интрига, и раскрытие ужасного преступления, и солидное количество трупов. С другой стороны, автор в лучших "свифтовских" традициях высмеивает и бичует сегодняшние пороки нашего общества.
Здесь необходимо сделать оговорку, ибо... "Как же это так? - спросит кто-то. - Разве не сочинялись подобные памфлеты во множестве? Разве не писали их, скажем, такие маститые детективщики, как Л.Овалов, В.Черняк?.." Что ж, господа, может, и сочинялись, вот только: а) если говорить о советских временах, то тогдашний цензурный барьер по определению никаких памфлетов не пропускал (верх либерализма - знаменитый "Джин Грин..." Гривадия Горпо жакса, произведение замечательное, но, разумеется, пародия, а не памфлет), б) дело еще в уровне таланта. Последнее принципиально важно. Вот из "Двенадцати стульев", к примеру, мог бы получиться отличный детектив-памфлет, если бы Ильф и Петров заставили своих персонажей заняться расследованием какого-нибудь преступления. Уверен, Остап Бендер и Киса Воробьянинов сработали бы ничуть не хуже Эркюля Пуаро и капитана Гастингса...
Но вернемся к Льва Гурскому. Наиболее четко черты нового жанра проступают, как представляется, в его романе "Перемена мест". Если брать чисто детективную сторону, то это - книга о бывшем сотруднике МУРа, а ныне частном сыщике Якове Штерне, квартиру которого однажды посетило прелестное существо женского пола, представившееся директором издательской фирмы. К частному сыщику барышню привело большое горе: гнусные конкуренты украли у нее дискету с текстом последнего бестселлера знаменитого американс кого автора. Когда же растрогавшийся Штерн по просьбе издательши выкрал дискету обратно, на ней оказался совсем даже не текст бестселлера, а некая информация о деятельности некоего АО "ИВА" ("Чтоб россияне жили счастливо, каждому в руки - акцию "ИВЫ" - примерно так звучит один из его рекламных призывов). Немало смертельных опасностей пришлось избежать сыщику, прежде чем он выяснил, что "ИВА" - не просто инструмент для обирания доверчивых граждан... И еще одну вещь узнал Яков Штерн. Оказывается, прелестная издательша вовсе не прелестная издательша, а суровая сотрудница ГБ. И когда он, рискуя жизнью, добывал для нее диске ту, он на самом деле работал на "органы"...
Однако воздержусь от дальнейшего пересказа. Во-первых, из уважения к тем, кто пока еще не успел прочесть "Перемену мест". А во-вторых, поскольку, как сказано было выше, тексты Гурского хо роши не только этим. Целую галерею запоминающихся персонажей разместил автор на страницах романа, и каждый из них являет собой знакомый читателю социальный типаж. Вот журналист Властик Родин, готовый за "деньги-франки" именовать сочинителя порнографии Фердика Изюмова "русским Боккаччо". Вот холеный клерк АО "ИВА" Серж, презирающий всех, кто ниже его по положению и по уровню доходов. Вот режиссер театра "Вернисаж" Артем Кунадзе - записной авангардист, полагающий, что самое худшее - это когда его работы называют "жизненными". Вот филолог Трезоров, который состоит в одной из новоявленных "академий" и очень обижается, услышав: "Твоя академия несерьезная. Ты вот попробуй вступить в ту, где Лихачев или Сахаров был..."
А новобранец неонацистской партии Денис Апарин? А коммерческий директор издательства Камышин, использующий факт перестрелки в центре оптовой книжной торговли "Олимпиец" (пятеро убитых) для рекламы своей продукции? А завсегдатаи магазина элитарной книги "Евгений Онегин" Модест Алексеевич и Крок Адилович?.. Все эти персонажи будто шагнули в роман со страниц сегодняшних газет, из репортажей радио и ТВ.
Итак, детектив-памфлет. Сплав многообещающий, хотя и сложный. Всякий, кто рискнет попробовать свои силы в этом направлении литературы, непременно столкнется со множеством явных и тайных опасностей. (Одна из них -возможность утратить чувство меры, катиться до пошлого зубоскальства уровня новых похождений Штирлица: "Штирлиц зашел в кабачок "Три поросенка" и заказал бутылку водки и банку тушенки" - помните?) Только по-настоящему талант ливый писатель способен сочинить одновременно читабельное и социально значимое произведение, не отступить от канонов двух жанров сразу (это обязательное условие) и тем самым создать нечто новое... Ну, а успех у читателей не заставит себя ждать, примером чему - случай Гурского.

"Книжное обозрение", 1995, N 45 (7 нояб.), с. 6


Дизайн МТ
2004-2012