Кто такой Лев Гурский и о чем его романы, читателям "Книжного
обозрения" объяснять не надо. Как-никак, именно наша газета
первой в СНГ опубликовала фрагмент одного из произведений
Гурского, а также интервью с автором. Выход книг, пристальное
внимание СМИ (от "ЛГ" до "НГ") - это было уже потом, и
если кого и удивил шумный успех дотоле практически неизвестного
писателя, то сотрудники "КО" восприняли его популярность
как должное.
Но чем же берет Гурский? Что за магнит притягивает читателя
к его произведениям, не позволяя оторваться от них (поверьте,
это не рекламное преувеличение) до самой последней страницы?
Позволю себе высказать личную версию на этот счет.
Лев Гурский стал основоположником нового жанра в отечественной
литературе - жанра, который следовало бы назвать "детектив-памфлет".
С одной стороны, его книги -это хорошая "крутая проза",
где есть и крепкая интрига, и раскрытие ужасного преступления,
и солидное количество трупов. С другой стороны, автор
в лучших "свифтовских" традициях высмеивает и бичует сегодняшние
пороки нашего общества.
Здесь необходимо сделать оговорку, ибо... "Как же это
так? - спросит кто-то. - Разве не сочинялись подобные
памфлеты во множестве? Разве не писали их, скажем, такие
маститые детективщики, как Л.Овалов, В.Черняк?.." Что
ж, господа, может, и сочинялись, вот только: а) если говорить
о советских временах, то тогдашний цензурный барьер по
определению никаких памфлетов не пропускал (верх либерализма
- знаменитый "Джин Грин..." Гривадия Горпо жакса, произведение
замечательное, но, разумеется, пародия, а не памфлет),
б) дело еще в уровне таланта. Последнее принципиально
важно. Вот из "Двенадцати стульев", к примеру, мог бы
получиться отличный детектив-памфлет, если бы Ильф и Петров
заставили своих персонажей заняться расследованием какого-нибудь
преступления. Уверен, Остап Бендер и Киса Воробьянинов
сработали бы ничуть не хуже Эркюля Пуаро и капитана Гастингса...
Но вернемся к Льва Гурскому. Наиболее четко черты нового
жанра проступают, как представляется, в его романе "Перемена
мест". Если брать чисто детективную сторону, то это -
книга о бывшем сотруднике МУРа, а ныне частном сыщике
Якове Штерне, квартиру которого однажды посетило прелестное
существо женского пола, представившееся директором издательской
фирмы. К частному сыщику барышню привело большое горе:
гнусные конкуренты украли у нее дискету с текстом последнего
бестселлера знаменитого американс кого автора. Когда же
растрогавшийся Штерн по просьбе издательши выкрал дискету
обратно, на ней оказался совсем даже не текст бестселлера,
а некая информация о деятельности некоего АО "ИВА" ("Чтоб
россияне жили счастливо, каждому в руки - акцию "ИВЫ"
- примерно так звучит один из его рекламных призывов).
Немало смертельных опасностей пришлось избежать сыщику,
прежде чем он выяснил, что "ИВА" - не просто инструмент
для обирания доверчивых граждан... И еще одну вещь узнал
Яков Штерн. Оказывается, прелестная издательша вовсе не
прелестная издательша, а суровая сотрудница ГБ. И когда
он, рискуя жизнью, добывал для нее диске ту, он на самом
деле работал на "органы"...
Однако воздержусь от дальнейшего пересказа. Во-первых,
из уважения к тем, кто пока еще не успел прочесть "Перемену
мест". А во-вторых, поскольку, как сказано было выше,
тексты Гурского хо роши не только этим. Целую галерею
запоминающихся персонажей разместил автор на страницах
романа, и каждый из них являет собой знакомый читателю
социальный типаж. Вот журналист Властик Родин, готовый
за "деньги-франки" именовать сочинителя порнографии Фердика
Изюмова "русским Боккаччо". Вот холеный клерк АО "ИВА"
Серж, презирающий всех, кто ниже его по положению и по
уровню доходов. Вот режиссер театра "Вернисаж" Артем Кунадзе
- записной авангардист, полагающий, что самое худшее -
это когда его работы называют "жизненными". Вот филолог
Трезоров, который состоит в одной из новоявленных "академий"
и очень обижается, услышав: "Твоя академия несерьезная.
Ты вот попробуй вступить в ту, где Лихачев или Сахаров
был..."
А новобранец неонацистской партии Денис Апарин? А коммерческий
директор издательства Камышин, использующий факт перестрелки
в центре оптовой книжной торговли "Олимпиец" (пятеро убитых)
для рекламы своей продукции? А завсегдатаи магазина элитарной
книги "Евгений Онегин" Модест Алексеевич и Крок Адилович?..
Все эти персонажи будто шагнули в роман со страниц сегодняшних
газет, из репортажей радио и ТВ.
Итак, детектив-памфлет. Сплав многообещающий, хотя и сложный.
Всякий, кто рискнет попробовать свои силы в этом направлении
литературы, непременно столкнется со множеством явных
и тайных опасностей. (Одна из них -возможность утратить
чувство меры, катиться до пошлого зубоскальства уровня
новых похождений Штирлица: "Штирлиц зашел в кабачок "Три
поросенка" и заказал бутылку водки и банку тушенки" -
помните?) Только по-настоящему талант ливый писатель способен
сочинить одновременно читабельное и социально значимое
произведение, не отступить от канонов двух жанров сразу
(это обязательное условие) и тем самым создать нечто новое...
Ну, а успех у читателей не заставит себя ждать, примером
чему - случай Гурского.
"Книжное обозрение", 1995, N 45 (7 нояб.), с. 6