..."Убить президента" (и читателя) Лев Гурский ("Центрполиграф",
1995) с художником решили симбиозом двуглавого орла, российского
триколора и свастики. Вообще тема симбиоза, смешения,
громоздкой эклектики, кошмара наяву, сросшихся голов и
смыслов с некоторых пор становится негласным фирменным
знаком издательства. Впрочем, все это "семечки". Заглянем
за фасад обложки книги того же Льва Гурского, кстати,
букеровского номинанта 1995 года.
Герои романа "Убить президента": начальник Службы безопасности
- Павлик; "бабушка русской революции" - Валерия Старосельская
из "Демальянса"; редактор газеты - Виктор Ноевич; директор
"Останкино" - Александр Яковлевич; командующий Таманской
дивизией -генерал Дроздов; автор "Самого Скандального
Романа Десятилетия" "Гей-славяне" - Фердинанд Изюмов и
т.д. - легко узнаваемые маски и куклы. По жанру - это
промежуточна стадия перегонки вульгарного футурологического
бреда газетного розлива в подобие энтэвэшных "Кукол".
Или наоборот. В общем получается довольно-таки терпкий
суррогат из напыщенного псевдодиссидентства (Лев Гурский
с 80-х годов живет в США) и угрюмой злободневности с шибающей
в нос скабрезностью. От травоядного, словно барашек, Шендеровича
Гурского отличает здоровая и прогрессирующая злоба к бывшему
отечеству. Его герои все сплошь - "гниды", "прыщавые ублюдки",
"сволочи", "фригидные идиотки", "имбецилы" и т.д. Шуточки
у них соответственно имбецильные: "Как там теперь Лубянка
называется? БРЫСЬ? ХРЯСЬ? ФАСС? Ах, ну да: ФСК". Как и
положено гнидам, водятся они в "сраных ментовских школах
в Верхних Нужниках", "Мусорных архивав" и т.д. Все это
убожество увенчано маркой "Русский триллер".
Тут надобно заметить, что нива жанра футурологии или романа-антиутопии
давно и усердно перепахана, более успешно Набоковым и
Оруэллом, менее - Аксеновым, Кабаковым и прочим писательским
элементом. На долю Гурского досталась было "несжатая в
поле полоска одна", да и ту он с издателем умудрился запахать
плугом своего недюжинного юмора в перегнойный цвет газетной
бумажки...
"Витрина", N 7-8, 1996
|