Обилие прототипов, аллюзий
и реминисценций - фирменная черта прозы Льва Гурского. Но
четвертый его роман, вышедший двух городах под названием
"Поставьте на черное" и "Поставить на черное", кишмя кишит
всеми этими особенностями. В этом кишении есть как минимум
один очень приятный момент: текущая культурная практика,
движущийся контекст отправляется прямиком в большое время.
Пыль дня оседает непосредственно в русскую литературу.
"Артем поступился принципами и теперь своих раздевает, за
рубли. А у Кости накрылся клевый перформанс - перекраска
"Авроры" под оркестр МВД... Только один Стас на коне, потому
что попсу гонит". Не успели глянцевые журналы стать увесистым
фактором общественной жизни, а у Гурского они уже есть (Артем
- редактор "Плейбоя", Костя - "Матадора", а Стас, соответственно,
"Стаса").
В "Поставьте на черное" радует примечательный фрагмент с
Бренером-Фойером - может быть, лучшее, что написано об этом
персонаже в фельетонной стилистике. Русский писатель устраивает
на Красной площади "духовное самосожжение" в знак протеста
против беспредела в области авторских прав. Журналисты полагают,
что писатель будет жечь себя, а он жжет только книги. Журналисты
недовольны, гонят писателя в огонь. Он отнекивается, что
самосожжение духовное, что надо слушать декларацию о правах,
а ему кричат: "Жгись, не порть кадр!" В разгар препирательства
появляется Фойер в балетной пачке и начинает сигать туда-сюда
через книжный костер. Журналисты удовлетворены. Появляются
милиционеры, привычно любопытствующие у Фойера: "Твои художества,
Аркадий?" Тот радостно соглашается. В публике комментируют:
"Настоящий мастер, любой перфоманс присвоит..."
Все эти частные радости, однако, не отменяют одного грустного
факта: в конкретном сочинении Гурского тусовочная струя
приобретает совершенно уж неприличный напор. Апофеоз финала
наступает в сцене описания московской книжной ярмарки: несколько
десятков страниц подряд автор намекает на толстые обстоятельства,
описывая стенды многочисленных "Тетрисов" и "Политекстов"
(роман посвящен леденящим душу преступлениям в сфере книжного
бизнеса), столичным издателям, видимо, приятно узнавать
друг друга, но достаточно сложно представить, как должен
относиться к этой информации случайный покупатель романа
с завлекательной обложкой. И уж совсем становится кисло,
когда описывается помещение редакции ни в чем не повинного
"Знамени" (туда Гурский поместил службу одного из помощников
президента) и пьяные писатели рассказывают друг другу
о встрече двух антисемитов - Антибукера и Антидюринга.
Может быть, в Вашингтоне, где обитает автор, испытывается
недостаток в пьяных русских писателях, но в Москве и в дру
гих российских больших городах их столь много и они зачастую
столь пьяны, что даже проза на эту тему заставляет вспомнить
о теориях доктора Мальтуса.
Заметки эти затеяны, разумеется, не ради критики Гурского.
Речь, скорее, о нынешнем статусе тусовочности, вещи, как
говорил Маяковский, обоюдоострой. Два-три-четыре года
назад тусовка была актуальным и особо живым жанром (на это
время приходится, например, расцвет вернисажной культуры).
Теперь время не тусовок, но клубов и домашних чаепитий:
грубо говоря, своему приятелю привет логичнее передавать
не через книгу и не через полосу многотиражной газеты,
а через дневник, через письмо, через пейджер...
"Независимая газета", 1996, N 206 (1 нояб.), с. 7