Лев Гурский - неофициальный сайт
 

Главная
Новости
Книги
Интервью
Досье Детектива Дубровского
Библиография
 
Гурский о кино
Гурский о литературе
 
Критики о Гурском
 
Гостевая книга

 

Критики о Гурском

Марина ИВАНОВА. ПОПЫТКА РЕАБИЛИТАЦИИ

В мир литературного детектива, где репутации создаются так же стремительно, как исчезают, где ритмичность появления новых книг почти так же важна, как талант, вернуться после нескольких лет отсутствия очень трудно, почти невозможно. Во всяком случае в новейшей российской истории этого жанра таких случаев до сих пор не отмечено. А Лев Гурский вернулся - об этом свидетельствует прежде всего то, как дружно московская критика откликнулась на его новый роман "Траектория копья", хотя, казалось бы, подумаешь - одним детективом больше, одним - меньше. Конечно, вспомнили - кто с демонстративной усталостью, кто с демонстративным изумлением - историю о том, как саратовский критик Роман Арбитман придумал заокеанского писателя Льва Гурского и некоторое время водил за нос всю литературную общественность. Историю, которую, безусловно, можно считать лучшей литературной мистификацией 90-х. Правда, не вспомнили, что роман Гурского первым из российских детективов попал в шорт-лист Букеровской премии и ввел, можно сказать, парвеню отечественной словесности в литературный большой свет. Так что с тех пор на вопрос, можно ли считать детектив качественной литературой, появился ответ: можно, если это качественная литература. В новом романе Лев Гурский остался верен себе и требованиям, которые изящная словесность предъявляет к текстам, претендующим таковой считаться. Читатель без труда опознает время действия: самое начало XXI века. И это неудивительно: автор немало потрудился над тем, чтобы передать атмосферу нынешней реальности. В "Траектории копья" любовно и тщательно разыграны те детали, из которых складывается "дух эпохи" - от рекламных слоганов до цитат из разных культурных текстов, многие из которых мы уже подзабыли, а многие недостаточно хорошо усвоили. Ну а стиль эпохи - понятное дело, ирония. Ирония как наш компромисс с жизненными обстоятельствами, изменить которые не получается, но которым можно в отместку сказать: "Ну не относиться же к этому серьезно..." Такова среда обитания персонажей романа, и таково мироощущение его главного героя. Вообще частный сыщик Яков Семенович Штерн - фигура очень любопытная на фоне других "серийных" детективов. В известном смысле это реабилитация "типичного" интеллигента. Дело в том, что Яков Штерн деятелен, энергичен, умеет за себя постоять не только словом, но и делом, он зарабатывает деньги и не жалуется на судьбу. В прошлом у него работа в МУРе, то есть несостоявшаяся карьера, и неудачный брак, что не подтолкнуло его к размышлениям, на тему: жизнь не удалась, и все вы в этом виноваты. При этом он образован, чувствителен к несправедливости, склонен к рефлексии. И вот такому человеку в процессе рутинной "производственной деятельности" приходится спасать мир буквально в одиночку. Впрочем, мир всегда спасают в одиночку: или "Бонд. Джеймс Бонд", или "Штерн. Яков Штерн"...
Конечно, главное в детективе - интрига. В "Траектории копья" интрига оказывается вообще фантастичной, по мнению критиков, даже слишком, то есть практически сказочной. Но если вспомнить все, что писалось и говорилось за последние 10 лет о всемирных заговорах и глобальных масонских кознях, об агентах влияния и тому подобных вещах, а потом довести это до абсурда, то есть до абсолютного логического завершения, то как раз и получится история, рассказанная Львом Гурским. Естественно, это не имеет отношения к реальной жизни, это ехидная пародия на наши фобии и страхи, которые, к сожалению, отношение к реальной жизни уже имеют. Но если интрига у Льва Гурского и фантастическая, то персонажи его романов легко соотносятся с реальными персонами российского общества - его политической элиты или художественной. В свое время популярности Гурского в немалой степени способствовал тот азарт, с которым публика расшифровывала в его героях "героев нашего времени". С этой точки зрения читателям "Траектории копья" предстоит основательно потрудиться, чтобы - за редкими исключениями - понять, кто есть кто. Но дело, разумеется, не только в авторе. Со времени выхода романа "Убить президента" российская элита стала более респектабельной и менее колоритной. Да и меняется часто...
"Культура", № 13 (7421) 1 - 7 апреля 2004г.


Дизайн МТ
2004-2012