Сравнительно недавно я попала в самый центр Москвы. Вообще-то
я там работаю - в самом центре, но просто так пройтись,
прогуляться, дойти два квартала до Красной площади получается
не часто. А тут как-то выпали пустые полчаса, я и решила,
мол, пройду по Никольской, а там нырну в пассаж и сяду
в метро. Как раз рядом станция "Площадь Революции". Если
ее еще не переименовали.
В общем, станция оказалась закрыта. В лесах. Рядом в лесах
стояла разобранная до остова гостиница "Москва". Напротив -
рядом с "Националем" - еще какое-то здание зияет пустыми окнами.
Чуть дальше - под огромным траурным полотнищем руины Манежа.
В общем, такое ощущение, что по историческому центру Москвы
прокатилась орда варваров.
К чему я это? А к последнему роману Льва Гурского. Там все
начинается с того, что заботами мэра и его друга-скульптора
столица наводняется страшноватенькими статуями
Георгия-Победоносца, а заканчивается тем, что над Москвой, опять
же стараниями мэра и его друга скульптора, нависает угроза
уничтожения.
Картина неприятная, но, под сенью мрачной статуи Георгия со
змием в виду руин Манежа, очень убедительная.
Хотя Лев Гурский ее с натуры не списывал.
То есть, когда книга была запущена в производство, Манеж был еще
цел и даже Аквапарк не рухнул. Потому как пишет Лев Гурский
медленно и трудно - а издаются его книги еще медленнее и
труднее. Наверное потому, что они такие язвительные. У нас ведь
под ироническим детективом обычно понимают совсем другое -
всякие дамские штучки.
* * *
Впрочем, если честно, герою Льва Гурского и до крутого мачо
далеко. Когда несколько лет назад по телевизору прошел
детективный сериал Д.Д.Д. ("Досье детектива Дубровского"), то
лишь поклонники Льва Гурского знали, что детектива,
расследующего страшное дело с подменой депутатов Госдумы на
самом деле звали вовсе не Роман Дубровский, а Яков Штерн.
Телевизионщики решили избавиться от чрезмерного национального
колорита. И напрасно.
И дело вовсе не в том, что национальность Якова Семеновича
Штерна дала бы нашим акулам масс-медиа неисчерпаемую возможность
для всякого рода хохм на еврейскую тему. Честно говоря, все эти
приколы и анекдоты отдают дурным вкусом.
Дело в том, что Дубровский-Караченцев при всем своем
харизматическом обаянии все же остается одним из многих -
частным сыщиком с маленькой буквы. У Штерна судьба несколько
иная.
Частный детектив в литературной традиции фигура особая. Он не
просто стоит на стороне Добра в вечной схватке Добра и Зла ("Я
не одобряю убийства" - говорил в свое время Эркюль Пуаро). Он
еще и способен наблюдать за этой схваткой со стороны, чтобы в
нужный момент вынести беспристрастный и хладнокровный приговор.
А для этого он не должен быть человеком из толпы . Потому что
человек из толпы всегда не наблюдатель, а участник. Традиционный
детектив строится именно на образах "типичных представителей",
банальных коллизиях, социальных стереотипах. А вот Частный Сыщик
- существо уникальное. Он "не вписан" в общество, он чудак,
одиночка, эксцентрик. Будь то анахорет-наркоман Шерлок Холмс, не
знающий ничего о гелиоцентрической системе, потому что это "не
нужно для дела", зато могущий различить до ста сортов табачного
пепла. Или тот же Эркюль Пуаро, бельгиец-эмигрант со смешным
акцентом, чужак и отверженный в обществе, принципиально закрытом
для чужих. Или старая дева мисс Марпл, живое ископаемое,
помнящая еще времена королевы Виктории. Или их заокеанский
коллега - гурман и женоненавистник Ниро Вульф, никогда не
выходящий из своего особняка-крепости. Детектив может быть
наркоманом, слепым, бельгийцем, женщиной или вообще роботом, как
в знаменитой трилогии Айзека Азимова. Ему возбраняется только
одно - быть таким как все.
Штерн Льва Гурского отвечает всем требованиям классического
частного сыщика. Он прекрасно маскируется (особенно ему удаются
бомжи и сантехники). Он одинок (близкие частного детектива
всегда могут стать заложниками Злодея, что неприемлемо),
благороден (берет символический аванс в один рубль у клиента).
И, наконец, он маргинален уже в силу самой своей национальности
(которую нарочно утрирует и окарикатуривает, чтобы позлить,
скажем, вечно пьяного чиновника из мэрии). У Штерна, кстати,
есть и еще одно достаточно маргинальное для нашего детектива
качество - интеллигентность. Он сыплет направо и налево цитатами
из культовых для отечественного интеллигента книг.
Неудивительно, что и занимается он в основном, делами,
связанными с книжным бизнесом (спасает лотошников от излишне
крутых братков, издателей от разорения и братков друг от друга).
А в том, что книжный бизнес действительно опасен, нас убеждать
не надо - достаточно вспомнить последовательный отстрел верхушки
издательства "Дрофа", жиреющего на госзаказах. А то, что сие
издательство специализируется как раз на учебниках, сеющих
разумное-доброе-вечное, придает происходящему высшую степень
абсурда.
* * *
По большому счету, российская реальность действительно абсурдна
- недаром романы Льва Гурского носят подзаголовок "ехидный
детектив". Пресловутый еврейский юмор тут не при чем (хотя лично
я бы предпочла, чтобы детектив Штерн поменьше хохмил). Дело в
другом. Любая парадоксальная ситуация, сконструированная Львом
Гурским, через какое-то время делается подозрительно похожей на
реальность. Хоть с загадочными исчезновениями депутатов Госдумы
("Перемена мест" появилась задолго до странной пропажи Ивана
Рыбкина в дебрях Украины и не менее странного его возвращения).
Хоть с успешными перевыборами президента-покойника, как в
"Поставьте на черное" (сейчас каждая старушка на лавочке знает,
что при современных технологиях оцифровать мертвеца, сделав его
живее всех живых - легче легкого), хоть с мэром-дестроером.
Кстати, сам Лев Гурский - такой же фантом, как виртуальный
Президент. Но об этом подробнее может рассказать литературный
агент писателя, саратовский критик Роман Арбитман.
"Реальность фантастики" (Киев), № 6 (10), 2004.