Лев Гурский - неофициальный сайт
 

Главная
Новости
Книги
Интервью
Досье Детектива Дубровского
Библиография
 
Гурский о кино
Гурский о литературе
 
Критики о Гурском
 
Гостевая книга

 

Критики о Гурском

Марина ИВАНОВА "Черные" начинают и проигрывают

"Никто, кроме президента" Льва Гурского (М.: "Время", 2005).

В иерархии современного российского детектива один из старожилов этого жанра Лев Гурский по-прежнему занимает особое место - в том смысле, что не вписывается в законы и правила мейнстрима. Не обзавелся собственной "фабрикой романов", не выпускает по четыре произведения в год и, соответственно, так и остался чужим на празднике больших тиражей и высоких гонораров. В "модных писателях", обласканных гламурными изданиями и их телеверсиями, тоже не побывал. Одним словом, бренда из писателя Льва Гурского не получилось. Но зато писатель вполне состоялся - со своим стилем, интонацией и даже собственной оригинальной модификацией детективного жанра, не совсем удачно, на мой взгляд, обозначенной издательством как "ехидный детектив". Лучшие детективы Льва Гурского, а вышедший буквально на днях роман "Никто, кроме президента", несомненно, войдет в их число, - это такие "сложносочиненные" политические триллеры с элементами ненаучной, но очень занимательной футурологии, гротеска и абсурда. Но абсурд-то наш, российский, который так изощренно, а порой и вовсе неуловимо переплетается с реальностью, что иногда и грань между ними трудно уловить. Одним словом, "Сказка ложь, да в ней намек"... Судите сами. Может ли некая малочисленная группа людей практически незаметно для всей страны изолировать главу государства и править от его имени? Естественно, полный абсурд. Но с другой стороны, еще совсем недавно со страниц серьезной прессы и из выступлений серьезных политиков исчезло слово "семья", и вы, конечно, помните, что тогда обсуждалось... Могут ли среди них оказаться люди, просто обслуживающие главу государства, то есть ни к каким эшелонам власти не принадлежащие, но особой тайной властью, несомненно, обладающие? Да, бывало в нашей истории. Вспомнить хотя бы знаменитого куафера при государе Павле Петровиче. Кстати, и в романе Гурского главу государства тоже зовут Павел Петрович, и цель участников заговора - вернуть в страну монархическое правление. Возможно, просто совпадение. Но "просто совпадений" у Льва Гурского, как правило, немного. Его детективы уводят читателя в "королевство кривых зеркал", где все искажено до неузнаваемости и все-таки похоже. В стране под условным названием "Россия" и в городе, напоминающем Москву, в совершенно немыслимой ситуации оказались персонажи, в которых "зашифрованы" вполне реальные публичные персоны. Да и события происходят в "описываемом будущем" - то есть "будущем", хорошо нам знакомом по докладам-сценариям политических аналитиков и политтехнологов. Но они-то об этом вполне серьезно, а Гурский, разумеется, с иронией, которая легко превращает драму в фарс. Правда, есть в этой фантасмагорической истории момент, где российский абсурд смыкается с российской же действительностью. Это неизбывная, веками устоявшаяся вера в то, что вот появится настоящий, подлинный, справедливый правитель, временно оттертый от кормила власти, и наведет надлежащий демократический порядок. И он появляется - буквально из темноты театральной ложи... Спасать Отечество предстоит людям, мало к тому приспособленным. Но когда страна прикажет быть героем, плечом к плечу встанут бывший, уже отсидевший свое олигарх, ведущий детской программы, разжалованный из министров культуры, высокопоставленный чиновник ООН и капитан ФСБ. "Никто, кроме президента" принадлежит к тому типу детективов, где и злодеи (кроме самого главного), и "хорошие парни" известны почти с самого начала. Для читателя разыгрывается своего рода шахматная партия, в которой интрига строится на нетривиальности ходов и красоте запутанных комбинаций. Такой детектив, чтобы удержать в напряжении читателя, требует от автора немалого мастерства. Но неслучайно же именно Лев Гурский проложил некогда дорогу этому жанру в элитарный букеровский лонг-лист - в компанию, состоящую из лучших достижений текущей российской словесности. Возможно, кстати, это и есть цена за право не входить в детективный мейстрим...

Газета "Культура", №39 (7498), 6 - 12 октября 2005г.


Дизайн МТ
2004-2012