Лев Гурский - неофициальный сайт
 

Главная
Новости
Книги
Интервью
Досье Детектива Дубровского
Библиография
 
Гурский о кино
Гурский о литературе
 
Критики о Гурском
 
Гостевая книга

 

Критики о Гурском

Александр АРОНОВ. Поставьте на Гурского

Я когда-то рецензировал детектив Льва Гурского "Убить президента". Впоследствии... я стал счастливым обладателем многих книг американского писателя, о котором я ровно ничего не знаю. Но как кто-то сказал (не то царь Соломон, не то Эдгар Аллан По), какая-то догадка возможна и тут. Я считаю его скорее не саратовцем по происхождению, а москвичом.
Я давно подозревал, что он знает улицы и переулки Москвы лучше меня. У него средм персонажей есть портрет, явно напоминающий ведущего "Момента истины", скрещенного с кем-то из журналистов "Эха Москвы". Но что окончательно доконало меня, так это то, что я не без удивления увидел в одном его романе телеобозревателя газеты "Московский листок" Александра Абрамова. Создается такое ощущение, что он стоит над нашими письменными столами и мы ощущаем его дыхание.
Главное у него - остро-увлекательный сюжет. Таков его новый роман "Поставьте на черное". Но попутные замечания гораздо шире своей утилитарной сущности. Яков Семенович Штерн, частный детектив, который занимается помощью молодому издательскому делу, перешедшему из крепких рук империи в слабые индивидуальные. И пытается защитить их от рэкета. Размышляет он, к примеру, так: "Бог (он же Рок, он же Случай) подает в этой конторе тем, кто рано встает. Поздно приходящим - кукиш. При любом начальстве режим работы там неизменен. Редкое постоянство в наше смутное время. Надо ценить". То, что Я.С. приравнивает мироздание к своему маленькому бизнесу, по-моему, надо ценить еще больше.
А вот так он говорит о мэре нашего города. "Любит мужик свое место, держится за него руками и ногами - и от любви этой городу тоже что-то перепадает. В каждом киоске есть что выпить и чем закусить, в каждом подземном переходе - газеты на любой вкус. Троллейбусы ходят, на остановках - урны в виде пингвинов... Правда, единые проездные стоят уже половину месячной зарплаты, но ведь не обязательно их покупать. А смекалка на что?" Г-н Гурский живет далеко, на чужих берегах. И не приходится подозревать его в желании польстить. Тем отраднее взгляд со стороны, что он, на мой вкус, не совсем точен. И в хорошем, и в трудном повинен не хозяин города, а первый наш премьер-министр. Впрочем, и мое мнение тоже кто-нибудь назовет спорным.
А еще как бы вы отнеслись к такому замечанию: "В ХХ веке вся необходимая тебе информация уже кем-то и для кого-то собрана". Это, на мой взгляд, относится не только к частным и честным детективам, и даже не к ним в первую очередь. "Сотрудники (налогового) департамента доблестно валяют дурака за солидную зарплату"... и т.д.
Эта книга - про книготорговлю. Может быть, в ней не все точно. Это знают немногие книготорговцы да более широко распространен- ная категория книжных жучков - крупнейших специалистов в этой области.
Московская книготорговля совсем не должна следовать тому, что описывает Гурский. Тут важно то, что в любом детективе: интрига, погоня. И то, что читатель играет с автором в свою игру. Кто из них глупее? ("Закон нынче многие старались элегантно обходить, но не грубо попирать варварскими методами. Это само по себе было прогрессом" - на этой стадии застает автор свою ситуацию. Но - "Книги облагораживают, даже если ими только торгуешь").
В книге есть-таки пара-другая лишних слов и объяснений. Социаль- ные портреты в ней представлены. Туркменбаши, некий президент Фирсан-диктатор, генерал Дроздов (имена и фамилии случайны, с действительностью не имеющие ничего общего, как старательно под- черкивает автор). Тут также есть то, что положено детективу. Взрывы, стрельба, паника, удары по кумполу, потери и находки, юмор (не всегда соответствующий уровню, но какому? и укажите мне того, кто соответствует ему на каждой странице? Кроме невеселых людей вроде Твена, Чехова, Гоголя, Зощенко, таких совсем мало. Разве что наши современники...). В Марии Васильевне и ее муже Ипполите Маркелыче трудно не угадать наших знаменитых эмигрантов-литераторов. Но они тоже не в силах привлечь автора к ответу. В радиокомментаторе Чертанове тоже многие узнают злорадного бывшего секретаря Юлиана Семенова...
Но все описывать негде, да и ни к чему. Тогда книга потеряет ин- терес и никто не только не станет ее покупать, но и просто чи- тать. В каждом детективе должна быть загадка. Я оставляю вас на- едине с ней.

"Московский комсомолец", 1996, N 204-А (27 окт.), с. 7


Дизайн МТ
2004-2012