1. ВЕСНОЙ ВЫШЛИ ДВЕ ВАШИ
НОВЫЕ КНИГИ. КАК ИХ ВОСПРИНЯЛА КРИТИКА?
Делать выводы еще рано. Мой литагент в России обычно накапливает
большой пакет рецензий и потом пересылает их сразу мне в Штаты.
Один я получил, а следующий пока не набрался. Полагаю, будет
осенью, не раньше (летом в России книжки читают мало). Помимо
традиционных московских откликов (в "Московской правде", в
"Вечерней Москве" и т.д.), прошли статьи в провинции -
новосибирской, саратовской, екатеринбургской прессе, а также в
"Киевских ведомостях", самой массовой русскоязычной газете
Украины. Как автору мне жаловаться грех: в основном, меня гладят
по шерстке. Критикуют меньше, чем я ожидал. Даже киевлян, слава
Богу, роман "Спасти Президента" не обидел, хотя фигуру
украинского премьер-министра я обрисовал в довольно-таки
иронических тонах... Впрочем, в моих книгах едва ли какой
персонаж может похвалиться, что автор отнесся к нему без иронии.
Так что все сестры (и русские, и украинские, и татарские, и
еврейские) получили по серьгам.
2. ПОЧЕМУ В "ЯБЛОКАХ" ВЫ ОТОШЛИ ОТ ВАШЕГО ЛЮБИМОГО
ПОЛИТ.ТРИЛЛЕРА?
Роман "Яблоки раздора" писался в странноватое время - накануне
президентских выборов в России 1996 года. Я читал ваши газеты,
смотрел по спутнику ваше ТВ и, честно говоря, мне было не по
себе. Власть наделала столько ошибок, что была очень велика
вероятность победы коммунистов. В такой обстановке политический
триллер как-то не писался. У меня уже было несколько удачных
прогнозов, и я боялся сглазить... Чтобы время не пропало даром,
я сочинил три повести, которые потом объединились в роман с
одним главным персонажем - фармацевтом Курочкиным. Никакой
политики там не было, кроме семейной: в образе курочкинской
жены-мегеры я злонамеренно вывел одну из приятельниц моей
супруги Энн. Дама прочла мою книгу, разобиделась на меня и
перестала у нас бывать. К большому моему удовольствию.
3. "УБИТЬ ПРЕЗИДЕНТА" НЕХОРОШИМ ГЕРОЯМ НЕ УДАЛОСЬ, "СПАСТИ
ПРЕЗИДЕНТА" ХОРОШИЕ ГЕРОИ НЕ СМОГЛИ. ЧТО БУДЕТ В РОССИИ С
ПРЕЗИДЕНТСТВОМ И ПРЕЗИДЕНТАМИ?
Начнем с того, что убить президента в первом моем романе
все-таки удалось: человек, похожий на Жириновского и Кобзона
одновременно (таким он предстал на обложке одного из недавних
русских изданий моего романа), был застрелен террористкой,
похожей на Новодворскую (говорю опять-таки об иллюстрациях). И
ничего. Выбрали другого, смахивающего на сегодняшнего
российского Президента. Сейчас многие ваши газеты, купленные
"барракудами капитализма" (вроде моего Вэ-Вэ из последнего
романа, хозяина "Свободной газеты") предрекают Ельцину досрочную
отставку... Не знаю. Мне, живущему за океаном и не понимающему,
что такое задержка жалованья на полгода или год, неловко
вылезать со своим мнением на страницы газеты и чему-то учить
россиян. Но в одном я почти уверен: если в вашей стране начнется
хаос, то пострадают, в первую очередь, те, кто сейчас ходит с
плакатами "Долой!" и ложится на рельсы. Любая новая метла
(генерал, фюрер, генсек) не сможет добыть деньги из воздуха. Но
расстрелять тех, кто по привычке опять начнет протестовать, - с
превеликим удовольствием. Прецеденты, увы, были: Новочеркасск,
Тяньаньмэнь... далее везде?
4. КАК БЫ ВЫ СПРОГНОЗИРОВАЛИ ПОЛИТ.СИТУАЦИЮ В СТРАНЕ В ПЕРВЫЕ
МЕСЯЦЫ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ (РЕАЛЬНЫХ) 2000 ГОДА?
Смотря кого выберут.
5. СОБИРАТЕСЬ ЛИ ВЕРНУТЬСЯ К ПРИКЛЮЧЕНИЯМ МАКСА ЛАПТЕВА? ИНЫМИ
СЛОВАМИ - О ЧЕМ БУДЕТ НОВАЯ КНИГА ГУРСКОГО?
От Лаптева я, в принципе, отказываться не собираюсь. Однако моя
следующая книга, скорее всего, продолжит цикл романов, где
действует частный детектив Яша Штерн из "Перемены мест" и
"Поставьте на черное". В новой книге он, как всегда, начнет
заниматься "книжным" делом и, как всегда, расследование выведет
его на самый верх и приведет к удивительным открытиям.
Удивительным и страшным. Но сам он уцелеет и, как всегда, спасет
Россию... Такой вот сюжет, в общих чертах. О конкретике умолчу -
иначе вам читать потом будет неинтересно.
6. СЛЕДИТЕ ЛИ ВЫ ЗА СОВРЕМЕННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОЦЕССОМ В РОССИИ?
Так называемую "серьезную литературу", которая у вас печатается
в толстых журналах, читаю от случая к случаю. Кроме Пелевина,
ничего не запомнил, а Пелевин понравился: очень изобретательно,
с легкой сумасшедшинкой (которая, в отличие от многих его
коллег, не переходит в тяжелую бредовость). Коллег-детективщиков
читаю не в пример чаще. Одно время даже кое-что пописывал о
русском триллере в ваших газетах "Сегодня" и "Литгазете". Но
потом зарекся это делать, когда узнал, что моей критической
статьей о Фридрихе Незнанском стал размахивать, как дубиной,
Эдик Тополь, который сейчас судится со своим бывшим соавтором...
Ну их к черту - обоих! Надоели.
7. НЕОБХОДИМО ЛИ ПИСАТЕЛЮ СЛЕДИТЬ ЗА ЧИТАТЕЛЬСКО-ИЗДАТЕЛЬСКОЙ
КОНЪЮНКТУРОЙ?
Иными словами - должен ли я, садясь за очередной детективный
роман, подстраиваться под массовые вкусы? Нет. И не потому, что
мне не хотелось бы еще больших гонораров, переизданий, тиражей.
Хотелось бы. Но я знаю себя: так, как ваш Доценко, я написать не
смогу. Физически не смогу. Да и читатели не простят мне, если я
попробую заговорить с ними чужим голосом. Нет уж, пусть каждый
пишет триллеры так, как умеет. Я, слава Богу, заработал себе
имя, репутацию и определенную независимость. Могу писать сколь
угодно долго и о том, о чем хочу писать. Издатели найдутся.
8. В ЧЕМ, ПО-ВАШЕМУ, ПРИЧИНА КРИЗИСА МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ? ЕСТЬ
ЛИ ВЫХОД ИЗ НЕГО?
Кризис? Массовая культура существует в России уже почти два века
(помните "милорда глупого", которого некрасовский крестьянин
тащит с базара?) и будет всегда. Другой вопрос, сохранится ли в
России лет через пять-десять ураганный спрос на откровенные
поделки в жанре "женского романа" или того же триллера? Думаю,
волна еще больше пойдет на убыль. В известном смысле, виноваты в
этом издательские колоссы: они стали чересчур жестоко
эксплуатировать тягу граждан к развлекательной литературе и
гнать в ярких обложках совсем уж нечитаемую туфту. "Тщательнее,
тщательнее надо", как говаривал Жванецкий. Ставка не на
индивидуальный талант, а на конвейерный метод издателям выйдет
боком. Потребитель (в России ли, в Штатах ли) любит быть
ведомым, но не переносит, когда его так откровенно держат за
дурака.
9. ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О НЫНЕШНИХ ЧИТАТЕЛЯХ? ЧЕМ ОН ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ
ЧИТАТЕЛЯ ОБРАЗЦА, СКАЖЕМ, 1988 ГОДА?
В 1988 году мои романы еще не выходили в России, но, насколько я
знаю, тогда в стране был настоящий книжный бум: читатель
истосковался по нормальной литературе (классике без купюр,
полноценным мемуарам, острой публицистике, хорошим американским
детективам) и жадно заглатывал все. Теперь, по-моему, у
читателей выбор несравненно богаче, но стало значительно хуже с
деньгами (не все, что хочется купить, можно купить) и со
временем (не все, что хочешь прочитать, успеешь прочитать: надо
быстро-быстро вкалывать). Такова изнанка современного
капитализма, что делать. Увы.
10. КАК ВОСПРИНИМАЕТ ВАШЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОЯЗЫЧНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ ЗА
РУБЕЖОМ?
Черт его знает. Думаю, спокойно. Мои романы продаются в США,
Канаде, Израиле... Даже в Стокгольме, говорят, лежат в
магазинчике русской книги. Но в моих сочинениях чересчур много
сегодняшней России, чтобы они были уж так интересны за ее
пределами - даже в среде бывших россиян. В отличие от нормальных
русских людей, оказавшихся в эмиграции, человек пишущий
продолжает жить проблемами своей экс-родины (даже если та при
расставании наподдала ему коленом под зад). Абстрагироваться мог
один только гений Набоков. И то не всегда.
11. ЕСТЬ ЛИ У ВАС СВЯЗЬ С ЧИТАТЕЛЯМИ? ПИШУТ ЛИ ВАМ?
Связь с читателем у меня опосредованная. Мой литагент не только
собирает рецензии, но и опрашивает своих знакомых, которым дает
почитать мои книги. Экспериментальным путем было установлено,
что более всего поклонников у Гурского среди людей среднего
возраста с высшим образованием (по преимуществу, гуманитарным),
у продвинутых школьников от четырнадцати до шестнадцати (с
компьютерным уклоном) и у провинциальных журналистов независимо
от возраста. Женщинам Гурский нравится больше, чем мужчинам.
Пьющим больше, чем непьющим. Русским и евреям больше, чем
узбекам и ненцам. Военнослужащим срочной службы Гурский не
нравится вовсе (за редчайшим исключением)... Кстати, в среде
родственников писателя Гурского любовь к его книгам, напротив,
почти стопроцентная. Досадным исключением является мама жены.
Mother-in-law. Как это по-русски? Забыл.
12. КТО ПЕРВЫЙ ЧИТАТЕЛЬ ВАШИХ КНИГ ДО ИХ ВЫХОДА В СВЕТ? БЛИЗКИЕ,
ДРУЗЬЯ?
Издатель, редактор и корректор. Остальным я не показываю
рукописей, из принципа. Терпеть не могу, когда добрые люди лезут
с дурацкими советами - кого из героев надо убить, кого
помиловать. Моя книга: кого хочу, того убью.
13. КАКОЕ МЕСТО В ВАШЕЙ ЖИЗНИ ЗАНИМАЕТ КНИГА? КАКИЕ
НЕСОВМЕСТИМЫЕ КНИГИ СОСЕДСТВУЮТ В ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ? ЧТО
ВЫ ПЕРЕЧИТЫВАЕТЕ ЧАЩЕ ВСЕГО?
Книги в моей жизни занимают непропорционально большое место: они
оккупировали мой кабинет со всех сторон, заняли все полки,
кресло, подоконник и подбираются к столу, где находится
компьютер. Но компьютер им не вытеснить: это как-никак орудие
производства (по Марксу). А они - всего лишь средства
потребления (по Марксу же). Две несовместимые книги на одной
моей полке - том Солженицына и рядом роскошный альбом ню работы
гениального фотографа Хельмута Ньютона. Бедного Исаевича (я его
уважаю, уважаю!) кондратий бы хватил от таких картинок. А
перечитывать я люблю Грэма Грина, братьев Стругацких и Сергея
Довлатова.
14. ЧТО ВЫ ЧИТАЕТЕ СЕЙЧАС?
Книгу старого зубра американской журналистики Нормана Мейлера о
певице Мадонне. Упорно не могу понять, что старик в ней нашел?
Потому и читаю, из любопытства.
15. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К СОБСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ? КАКУЮ ИЗ КНИГ
ВЫ ВЫДЕЛЯЕТЕ ОСОБО?
Более всего мне нравится последняя книга - "Спасти Президента"
(по-моему, она получилась самой смешной). А меньше всего
нравится мне предпоследний роман, про яблоки раздора. Последняя
треть вообще написана как будто в состоянии тяжкого похмелья -
кисло, вяло, раздраженно и натужно. Гнал объем.
16. ЕСТЬ ЛИ В ВАШИХ КНИГАХ СТРОКИ, ПЕРСОНАЖИ, ЭПИЗОДЫ, О
ПОЯВЛЕНИИ НА СВЕТ КОТОРЫХ ВЫ ПО КАКОЙ-ЛИБО ПРИЧИНЕ СОЖАЛЕЕТЕ?
См. выше.
17. КОГДА ВЫ НАЧАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ЛИТЕРАТУРНЫМ ТРУДОМ?
Трудом это стало в последние пять-шесть лет, когда мои романы
стали издаваться. До тех пор (начиная с дошкольного возраста,
когда я сочинил первый стишок, в котором "перелом" рифмовался с
"металлоломом"), литература была увлечением и развлечением. Не
более того.
18. КТО ИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИЛИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ ОКАЗАЛ НА ВАС
ОСОБОЕ ВЛИЯНИЕ?
Тынянов, братья Стругацкие и Грэм Грин. Роман Грина "Наш человек
в Гаване" кажется мне идеальным сочетанием беллетристики и
высокой литературы. Хотелось бы мне написать когда-нибудь что-то
подобное. Но вряд ли это получится.
19. ПОЧЕМУ ДЛЯ ВАС ВАЖНЕЙШИМ (ЕСЛИ ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАК) ИЗ
ВСЕХ ЖАНРОВ СТАЛ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ?
Политика - это сфера, которая неизменно вызывает любопытство у
публики, к ней не причастной. Журналисты более-менее
удовлетворяют это любопытство, раскапывая какие-нибудь правдивые
(или правдоподобные) гадости о политиках. Узнав о них,
нормальный человек вздыхает: "Жизнь - дерьмо!" - и впадает в
черную меланхолию. Это мерзкое состояние, хуже похмелья (немцы
называют эту фазу противным словом "вельтшмерц"). Лично меня
жанр "чернухи" как автора абсолютно не прельщает. Напротив, я
специально пишу в жанре политической фантасмагории, чтобы
читатель, доверчиво следуя за кошмарными извивами моего сюжета,
в какой-то момент вдруг сказал себе: "Ну нет! Это, братцы, ни в
какие ворота уже не лезет!" И весело расхохотался бы. И ему бы
полегчало.
20. КАК ВЫ РАБОТАЕТЕ НАД СВОИМИ КНИГАМИ? РАЗРАБАТЫВАЕТЕ СЮЖЕТ
ЗАРАНЕЕ ИЛИ ЖЕ ОН РОЖДАЕТСЯ В ХОДЕ РАБОТЫ? ЕСТЬ ЛИ ОСОБЫЙ
РАСПОРЯДОК ВАШЕГО ТВОРЧЕСКОГО ДНЯ?
Как правило, сперва возникает идея (например, массовой подмены
депутатов Госдумы двойниками). Потом проступают контуры сюжета.
Начиная работу над книгой, я примерно знаю ее структуру -
сколько частей, будет ли пролог с эпилогом (хотя и это иногда
меняется в процессе). Более-менее ясно прорисовываются самое
начало и самый конец. Середина всегда выглядит очень смутно и
материализуется уже в процессе. Иногда из-за нее приходится
что-нибудь переписывать в начале. Подробный план возникает уже
тогда, когда больше половины романа написано...
Распорядок дня, когда работаешь, самый простой: утром
выпиваешь чашечку кофе и выходишь за русскими газетами. Но газет
не читаешь, а просто откладываешь их до вечера, когда дневная
норма выполнена и можно посибаритствовать. Когда я работаю над
романом, то освобождаю себя от всех домашних забот (мытье
посуды, хождение в супермаркет за продуктами, кормление кота,
порка детей). И ору на всех, когда кто-то неосторожно лезет под
руку. Тогда домашние понимают: у папы творческий кризис. У папы
опять не ладятся диалоги. Папа опять не знает, куда ему девать
труп...
21. СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ДЛЯ ВАС В ТВОРЧЕСТВЕ ЗАПРЕТНЫЕ ТЕМЫ,
"СВЯЩЕННЫЕ КОРОВЫ", ТАБУИЗИРОВАННАЯ ЛЕКСИКА?
Люблю ругаться вслух, но не люблю матерной ругани в тексте и
стараюсь ее, по возможности, избегать: смачные словечки,
начертанные кириллическим шрифтом, выглядят плоско, грубо и
глупо, как ночная ваза на обеденном столе. Люблю женщин, но
уклоняюсь от эротических сцен; если никак не увернуться, пытаюсь
сделать эти сцены максимально ироничными и асексуальными. Каждый
романист, пишущий ОБ ЭТОМ, так или иначе вынужден задействовать
свой личный опыт, для пущей достоверности. Так вот: я не хочу
заниматься эксгибиционизмом, во-первых, и выставлять дорогих мне
женщин на всеобщее обозрение, во-вторых. Я пишу политические
триллеры - жанр, где постельные сцены не обязательны. Я не
желаю, черт возьми, чтобы в мои романы заглядывали, как в
замочную скважину.
22. ЕСТЬ ЛИ ЗАВЕТНАЯ МЕЧТА У ПИСАТЕЛЯ ГУРСКОГО?
А как же: начиная очередной роман, мечтаю на следующий день
проснуться утром и найти свой текст уже написанным... Но нет
чудес и мечтать о них нечего.
23. О ВАС ИЗВЕСТНО ОЧЕНЬ МАЛО. ВЫ "СОЗНАТ-Т-ТЕЛЬНО
СКРЫВАЕТ-Т-ТЕ" ОТ ЧИТАТЕЛЕЙ ФАКТЫ ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ?
Какие уж там тайны! 56 лет, образование высшее юридическое.
Родился в Саратове, учился и работал в Ленинграде, в начале 80-х
по израильской визе выехал в Штаты. Сейчас живу в Вашингтоне,
округ Колумбия. Работаю в литагентстве Боба Харпера (уже не
клерком, но еще не боссом). Жена Энни, из семьи русских
эмигрантов самой первой "волны". Трое детей: Энтони, Крис и
Марк. Музыкальные пристрастия - ранний "Роллинг Стоунз" и
Бетховен (особенно ценю его 17 сонату). Любимая машина -
"роллс-ройс" (однако купить ее нет средств, поэтому ездить
приходится на "тойоте"). Люблю мороженое и чипсы. Не люблю
(временами) своего кота, и кот (временами) платит мне тем же...
Что еще? Когда жил в Ленинграде и работал в облпрокуратуре,
сильно дружил с водочкой - профессия обязывала. На эту тему я
даже давал эксклюзивное интервью московскому журналу "Трезвость
и культура", но они его, по счастью, не напечатали.
24. ВЕРНЫ ЛИ СЛУХИ ОБ ЭКРАНИЗАЦИИ ОДНОЙ ИЗ ВАШИХ КНИГ?
Да. На "Мосфильме" заканчиваются съемки двадцатисерийного
телефильма по роману "Перемена мест". Режиссер - Александр
Муратов, в главной роли - Николай Караченцов. Думаю, это будет
хорошее кино.
25. СЛЕДИТЕ ЛИ ВЫ ЗА ЛИТЕРАТУРНОЙ СУДЬБОЙ ВАШИХ КНИГ?
Несколько лет назад у моего саратовского издателя (того, который
позднее пошлейшим образом надул меня и моего редактора Рому)
возникла забавная идея: укрепить популярность моих романов среди
людей, пьющих пиво. Предполагалось, что местный пивзавод по
спецзаказу выпустит пенный напиток, прославляющий мое
творчество. Идея погибла из-за пустяка - не смогли придумать
надпись на этикетке. Пиво "Лев Гурский" с моим очкастым
портретом выглядело бы чересчур академично и отпугнуло бы
широкие массы. Использовать для этикеток названия книг не
позволили сами названия. (Пиво "Убить президента"! Пиво
"Опасность"! Представляете, да?). Так что оставить след в памяти
пиволюбивых современников моим романам не удалось... Но Бог с
ним, с пивом. Если чтение какого-нибудь из моих романов
кому-нибудь скрасило несколько часов жизни, считаю свою миссию
выполненной и о большем не загадываю. Мысли о памятнике при
жизни и улице собственного имени - от лукавого.
26. А В КАКОЙ СТЕПЕНИ ПИСАТЕЛЬ САМ ФОРМИРУЕТ СОБСТВЕННУЮ
ЛИТЕРАТУРНУЮ СУДЬБУ?
В максимальной, если ему не лень эти заниматься.
27. МНОГИЕ ВАШИ ПЕРСОНАЖИ УЗНАВАЕМЫ, ЭТО РЕАЛЬНЫЕ ЛЮДИ. ВАМ
ЧТО-НИБУДЬ ИЗВЕСТНО ОБ ИХ ОТНОШЕНИИ К ТОМУ, ЧТО ОНИ ОЖИВАЮТ НА
СТРАНИЦАХ ВАШИХ КНИГ?
Мои персонажи - образы собирательные, у них бывает по десятку
прототипов. Тем не менее, случается, особо бдительные люди
внезапно "узнают" себя. Обижаются. Скандалят. Главный редактор
"Независимой газеты" объявил мне форменный джихад, найдя (как
ему показалось) себя в моих романах... Эдичка Лимонов в интервью
"Свободе" пообещал набить мне лицо... Из штаб-квартиры партии
Жириновского на адрес одного из моих издателей пришло очень
странное послание... Только Валерия Новодворская и, по-моему,
Чубайс отнеслись к "своим" персонажам с юмором - за что я им
благодарен.
28. ЧТО БЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ ЧИТАТЕЛЯМ ВАШИХ КНИГ - СТАРЫХ, НОВЫХ И
БУДУЩИХ?
Оставаться читателями моих книг. Если им это не надоест.
|