Новая книга Льва Гурского «Пробуждение Дениса Анатольевича»,
презентация которой прошла в Москве в первых числах июля, еще
только на пути к массовому читателю. Однако те, кто уже успел
прочесть этот роман, опасаются за судьбу автора: кое-кто из
ЖЖ-сообщества даже не исключает, что писатель может отправиться
«во глубину сибирских руд» вслед за Михаилом Ходорковским. Сам
же романист уверен, что написал вполне безобидную книжку...
— Многие считают, что моя вещь пессимистична, однако сам я
искренне полагаю, что «Пробуждение...» — книжка позитивная и
оптимистичная. Ведь в реальности все обстоит намного хуже, чем в
моем романе, так что я в угоду детективно-фантастическому жанру
выступаю эдаким «лакировщиком действительности» — примерно
таким же, какими в советские годы были такие мастодонты
отечественной литература как Семен Бабаевский или Александр
Чаковский.
— Но у вас же по сюжету новый президент России полгода правит
страной практически не приходя в сознание, а когда, наконец,
выходит из запоя, то и вовсе превращается в тирана и деспота...
— Какого уж там тирана! Это преувеличение. Ну да, он, мучимый
похмельем, ведет себя несколько эксцентрично: готовит вторжение
в Грузию, разозлившись на качество кахетинского вина, или,
допустим, вносит поправку в УК, чтобы наказать всех усомнившихся
в полете Гагарина или приоритете Чебурашки над Микки Маусом...
Но ведь в политической реальности нынешней России примерно то же
самое и происходит — правда, увы, не в таком щадящем, как у
Гурского, режиме. Если кто-то уже прочел мою небольшую книжку до
конца, он заметит, что в финале никаких потрясений не
происходит. Приняв свои несколько капель, главный герой отменяет
танковый рейд на Грузию, и дурацкие поправки к УК блокирует, и
даже распоряжается оставить в покое лондонского смутьяна
Березу...
— Все равно: чиновники инстинктивно не любят жанр антиутопии.
— Думаю, что по жанру мой роман — не жесткая антиутопия, но
деликатная утопия. В мягкой форме я даю совет властям
предержащим, как себя вести, и даже не прошу гонорара за
проделанную работу. Если уж кто и может на меня обидеться, так
это Денис Драгуменский — за то, что я позаимствовал из
рассказов его папы, замечательного детского писателя Виктора
Драгунского, имя главного героя и назвал президента Денисом
Кораблевым....
— Денис Драгунский — это вам не издательство «Молодая
гвардия». Денис Викторович — человек умный и едва ли устроит
вам скандал. Что же касается верховной власти... Вы что, всерьез
надеетесь, что эти ваши добрые пожелания будут услышаны на Самом
Верху? По-моему, люди в Больших Кабинетах перестали сверять свои
поступки с писательскими построениями еще со времен Екатерины
Великой, когда поэт Державин еще мог надеяться донести до
престола истину, упакованную в почтительную улыбку царедворца...
— Конечно, я не настолько наивен, чтобы считать, будто сейчас
мою книгу с карандашом в руках изучают в Администрации
президента и, исходя из сюжета, вносят разнообразные поправки в
проекты официальных документов... Я считаю, что литература
вступает во взаимодействие с «внелитературной» действительностью
по другим законам. Иначе я бы не стал писать и «Дениса
Анатольевича», и свою предыдущею книжку — квазиобиографию
второго президента России Романа Ильича Арбитмана. Обе книги
должны были балансировать на грани между чистой интеллектуальной
игрой без берегов и тщательно просчитанным историческим
перевертышем, где всякий эпизод — на своем месте, а в
совокупности эти импрессионистские мазки должны сложиться в
некую стройную картину страны и мира...
— Извините, не улавливаю логики. Вы верите, что «одно слово
правды весь мир перетянет»? Так у вас вдобавок еще и неправда...
— Все довольно просто. Очевидное скукоживание политических
свобод еще не означает сужение свободы воображения. В реальной
жизни мы не можем изменить уже практически ничего. Нет настоящих
выборов, нет полноценной свободы слова, нет никаких реальных
механизмов, которые позволили бы обычному частному человеку
влиять — ну или хотя бы надеяться влиять — на принятие решений
в «коридорах власти». Но, к счастью, до фиксации оруэлловских
«мыслепреступлений» мы покамест не дошли. За невосторженный
образ мыслей не судят. Что мне как индивидууму, наделенному
воображением, остается? Только мысленный эксперимент:
пересоздавать реальную действительность, вытеснять ее
придуманной мною самим действительностью фантастической.
— Умные люди называют это бранным словом «эскапизм».
— В былые годы это бы и впрямь выглядело эскапизмом чистой
воды, но сейчас все не так однозначно. Пусть в нанодозах, но мир
вымысла все же влияет на мир реальный. Несмотря на царство
издательских литтехнологий литература все-таки остается сферой
непредсказуемой. Нам не дано стопроцентно предугадать, как слово
наше отзовется. А вдруг? В окружающей нас жизни уже так много
виртуального, что любые подвижки в сфере вымышленного могут
каким-то образом сработать. Мышь способна сдвинуть гору, моська
— повлиять на слона. Если твой симулякр окажется ярче, точнее,
уместнее, то, вполне возможно, произойдет чудо вытеснения. В
мире физическом тебе не победить Левиафана, в мире виртуальном
шансы есть. Получилось у Гурского? Не автору судить о том,
удались ли его замыслы или нет. Но, как говорил Макмерфи из
известного фильма Милоша Формана, я хотя бы попробовал.
|